ПОГОВОРИМ О МОТОЗАЩИТЕ

 

ПОГОВОРИМ О МОТОЗАЩИТЕ (Часть1 )

В это трудно поверить, но хорошо экипированный мотоциклист при падении на скорости под 200 км/ч может отделаться легкими ушибами. Что, кстати, постоянно демонстрируют пилоты чемпионата мира по кольцевым мотогонкам.

Залезть в современный мотокомбинезон ничуть не легче, чем в гидрокостюм, и часто без посторонней помощи не обойтись. Застегнувшись, тут же начинаешь изнывать от жары и дискомфорта, сидеть в таком одеянии в баре или просто стоять чудовищно неудобно. Но стоит сесть за руль мощного мотоцикла, как тело принимает единственно верное положение, встречный ветер постепенно начинает играть роль кондиционера и жизнь налаживается. Но по-настоящему оценишь облегающее яркое кожаное чудо только после встречи с асфальтом.

Противоасфальтовый панцирь

Современный мотокомбинезон имеет много общего с автомобильными кузовами: и там, и там, например, присутствуют деформируемые зоны поглощения и ребра жесткости. Салоны дорогих автомобилей отделываются кожей, дорогая мотоодежда также шьется исключительно из этого материала. Кевлар, углепластики, титановые сплавы появились в мото и автопромышленности практически одновременно. А в прошлом году в мотоодежду стали встраивать подушки безопасности. Голова же у мотоциклистов всегда защищалась надежнее, чем у водителей автотранспорта.

Долгое время защита мотоциклиста ограничивалась пластиковым шлемом и, в лучшем случае, курткой и штанами из грубой кожи. Колени, локти и плечи гонщиков-спортсменов могли защищать дополнительные кожаные накладки плюс небольшие поролоновые вставки. Все.

Революция в защите мотоциклистов началась лет десять назад, когда на комбинезонах появились пластиковые наколенные накладки-слайдеры и пластиковая же защита коленей и плечей. И сейчас слайдеры – самая заметная часть защитной экипировки. Правильное прохождение крутого поворота на кольцевых гонках практически гарантирует касание асфальта слайдером. Именно поэтому они являются основным расходным материалом в гоночных костюмах, а любой магазин мотоэкипировки предложит большой выбор ярких наколенников.

Но пластиковый слайдер – это только верхушка айсберга. Он защищает не столько от ушиба, сколько от истирания комбинезона в точке касания с асфальтом. Настоящая же защита прячется намного глубже.

Строительные технологии

Существуют два основных принципа построения мотоциклетной защиты. Первый получил распространение в Германии и основывается на применении одноразовых деформируемых элементов, поглощающих энергию удара.

Основным материалом для них служит пенополистирол, получаемый при добавлении в полистирол вспенивающего агента пентана. Материал широко применяется в строительстве в качестве теплоизоляционного. Само собой разумеется, указывать, что для производства дорогих мотокомбинезонов используется простой строительный материал, неудобно, поэтому на бирках будет указано «стиропор» (фирменное название пенополистирола, производимого западногерманским концерном BASF). Скорее всего, увидеть такую этикетку вам вряд ли удастся: этот вид защиты практически не получил распространения на российском рынке.

Существует еще один вид деформируемых элементов, применяемых итальянской компанией Dainese в «черепахах», специализированной защите позвоночника. Под жесткой оболочкой и упругой прокладкой из полиэтиленового пенопласта там расположены пространственные алюминиевые конструкции, напоминающие пчелиные соты. Такая конструкция начинает сминаться только при очень сильных ударных нагрузках и не деформируется при средних ударах. Дайнезовские «черепахи» являются самой распространенной защитой позвоночника в России не только среди гонщиков и мотоциклистов, но и прочих «экстремалов» – от сноубордистов до велосипедистов.